• АДМИН

Истории казачьей жизни.О Донских и Уральских казаках - старообрядцах



Часть первая.

----------------------------------

"Старообрядцы - часть Православных христиан, отошедшая от господствующей в России Церкви после реформ московского Патриарха Никона. В 1654 году его волею были изменены обрядовые формы, утверждённые ранее не только обычаем, но и Соборами Епископов. Были также исправлены некоторые места старинных богослужебных книг. В результате всех этих зверств, весною 1688 года на реке Кума появились беженцы с Дона. Туда же, за турецкую границу, позднее ушло много больше старообрядцев".

(Г. Губарев, "Казачий исторический словарь - справочник").

Согласно "Реформам", запрещалось привычное двуперстие в Крестном знамении, хождение "посолонь" во время богослужений, "сугубое аллилуя", начертание имени Христова - Исус (а не Иисус) и другие "обрядовые обыкновения". Принудительное внедрение этих новшеств вызвало открытое неповиновение церковным властям, начался "раскол" - в дело вмешались и власти гражданские со всеми средствами принуждения, принятыми в то время, а это ещё больше возмущало приверженцев старого обряда. "Где тот Апостол, который приводит к Церкви кнутом, огнём и виселицей!?" - провозглашал горячий противник реформ, Протопоп Аввакум. За упорное сопротивление реформам сожгли на костре Коломенского Епископа Павла, Протопопов Никиту (по прозвищу - Пустосвят) и Аввакума. Последний в свой смертный час поднял с огненного сруба вверх двуперстие и вскричал: "Пусть будет проклята на веки веков казнь смертию за Веру, за свободу душевную!" (тогда же погибли на кострах и другие 4 священника, которым предварительно вырвали языки).

На далёком Севере, в Соловецком монастыре, тоже не приняли нововведений Патриарха Никона: там "на волостях" тогда ещё проживало немало казаков, и в годы "раскола" монастырь посетил Степан Разин - возможно, что идеалы своей борьбы он принёс именно оттуда. Непокорному монастырю пришлось выдержать почти 8-летнюю осаду в 1668 - 1676 годах, на его высоких стенах стояло до 90 пушек, запасов продовольствия собрано было на несколько лет, на помощь к монахам пришло свыше 500 человек разного люда, в том числе и "воровские казаки". Московские войска окружили монастырь со всех сторон и брали его измором, когда голод заставил его сдаться, победители передушили монахов в петлях, а других участников сопротивления разослали на покаяние по отдалённым обителям, обрезав им носы и уши.

В то время на Дону бОльшая часть населения не приняла "никонианскую ересь" - казаки открыто заявляли свой протест, причём на первых порах руководство движением захватила группа старшин и богатых казаков, которые не желали смириться с уничтожением политической независимости Войска Донского. В Войсковые Атаманы часто избирались старообрядцы - такими были: Самойла Лаврентьев, Илья Зерщиков, Пётр Емельянов. Но русское правительство, при помощи "Царских милостей и жалования" сумело привлечь на свою сторону остальных влиятельных старшин, во главе с кандидатом в новые Войсковые Атаманы Фролом Минаевым - "сторонникам Москвы" удалось добиться его выбора, осуждения "раскола" на Войсковом Круге и выдачи русским властям главного проповедника "древней Веры благочестия" - Козьмы Косого (Самойле Лаврентьеву пришлось "покиня Атаманство ухорониться").

Новый Атаман Минаев, отыскав его, тоже отправил в Москву, вместе с другими проповедниками и упорными старообрядцами и их там и казнили 10 мая 1688 года.

Но вместе с тем Минаев чувствовал шаткость своего положения: он доносил в Москву, что сам не сможет справиться с раскольниками, если не принять нужных мер, на Дону повторится "воровство, как при Стеньке Разине". Русское правительство поняло, какие меры имеет в виду Атаман и послало ему на помощь сильное войско: городки и обители, где укрывались наиболее упорные, были уничтожены; главный центр - Заполянский городок - солдаты взяли после 5-месячной осады и защитников его перебили; казаков снова привели к Присяге, а не смирившихся казнили на месте или отсылали для этого в Черкасск, Царицын и Москву.

Но "раскол" среди Донцов искоренить так и не удалось - "истинное благочестие" стало одним из вдохновляющих лозунгов при восстании К. Булавина, пользовался им и Е. Пугачёв и несмотря на зверские казни и суровые мероприятия, в станицах покорённого Дона до наших дней сохранялись крупные общины старообрядцев.

Борьбу со староверами церковные и гражданские власти вели вплоть до революции 1917 года, после чего началось гонение уже на всякую Веру.

Из статьи в журнале "Общее Вече" (№ 1 от 1862 года):

"В начале 1859 года, когда Сергиевский и Бударинский скиты приняли Единоверие и когда Синоду было доложено, будто этого хочет и всё Уральское казачье Войско, Синод велел обратить особенное внимание на старообрядческих попов, учителей и уставщиков. Обер - прокурор, по соглашению с членами Синода, полагая необходимейшей мерой для разрушения всех замыслов означенных вредных людей немедленное удаление их без огласки из края, обращался к Военному Министру с просьбой об испрошении Высочайшего разрешения на то, чтобы по особому личному к генерал - адъютанту Катенину и генерал - майору Столыпину доверию Его Величества впредь до особого повеления и в виде особого исключения, даровано было им право - людей, препятствующих им в уничтожении раскола, несмотря на чин и звание, хотя бы то были люди Войскового сословия, - немедленно высылать: Столыпину - из Войска в Оренбург, а Катенину - из Оренбурга в отдалённые губернии, по своему усмотрению. На это Император Александр наложил резолюцию собственноручно:

"Согласен, но единственно по делам о расколе. Казаки просили свободы старообрядчеству - вместо этого им дали Единоверие, причём для возбуждения их усердия послали какой - то старинный образ. Казаки не поддались, Единоверия не приняли и теперь дело дошло до того, что Столыпин уехал в Петербург, а на Урал послан Иосиф Железнов - что-то он сделает? Мудрено только, чтобы казаки сдались. Это не мужики, которыми правительство привыкло помыкать, как угодно..."


Автор статьи: Сергей Ефремов

Просмотров: 6
index.jpg
1200px-DOSAAF_RF_2.svg.png
FzAyQGnGkOU.jpg
IMG-20190919-WA0028.jpg
КазакФМ.png
logo.png
1.png
11_казачья_лавка.jpg
лого на черном фоне-01.png

Официальный сайт межрегиональной общественной организации по развитию и поддержанию казачьих традиций  "Казачья община "Георгиевская"

© 2019-2019